Руководство по выбору футбольного мяча

Среди всего разнообразия представленных на спортивном рынке мячей очень непросто найти тот, который подойдет именно вам. В этой статье мы поможем разобраться и разложим по полочкам, на что обратить внимание при выборе футбольного мяча.

Уровень игры

  • Любительский

Если вы просто хотите погонять мяч на выходных, вам вряд ли нужен тот, которым играет Криштиану Роналду. Вы – любитель, и любительский мяч – оптимальный выбор для вас. Он недорогой, но достаточно прочный, чтобы радовать вас длительное время.

  • Тренировочный

Для активно тренирующихся игроков и команд требования к мячу более жесткие. Мяч используется часто, он должен быть прочным, хорошо держать форму и быть предсказуемым в полете. Поэтому выбор для тренировок – тренировочный мяч.

  • Профессиональный (матчевый)

Профессиональные спортсмены выбирают мячи профессионального уровня. Как правило в подобных мячах применяются материалы самого высокого уровня и в них собраны все лучшие технологические наработки. Цена на такой мяч высока, но и требования предъявляются самые жесткие. Мяч, прошедший ряд специальных тестов получает соответствующий сертификат IMS, FIFA Quality или FIFA Quality Pro.

Покрытие футбольного поля

Где вы планируете играть в футбол? Кто-то играет на асфальтовой площадке около дома или бегает по полю в деревне, команды тренируются на стадионах с искусственным или натуральным газоном, не стоит забывать о гаревых полях.
Уважающий себя производитель всегда напишет, для какого типа покрытия предназначен мяч. И разрабатывает мячи, максимально подходящие под свойства указанного игрового покрытия.

Тип соединения панелей

Футбольные мячи по типу соединения панелей делятся на сшитые машинной сшивкой, ручной сшивкой, термосшивкой (термоспайкой) или гибридной сшивкой. Расскажем подробнее о каждом типе.

  • Машинная сшивка
Самый экономичный тип производства мяча – машинная сшивка. Панели, из которых состоит поверхность мяча, сшиваются с помощью специального швейного станка. Как определить, что вы держите в руках мяч машинной сшивки? Присмотритесь к мячу. Стежки, которыми сшиты панели, частые, мелкие, ровные. Их видно невооруженным глазом. В чем особенность машинной сшивки? Станок сшивает панели прочной синтетической нитью, но не завязывает узелок в конце строчки. Если в одном месте стежок порвется, панели мяча скоро разойдутся, так как шов поползет. В целом, это надежный тип соединения панелей. Такие мячи отлично подходят для людей, которые не предъявляют особых требований к мячу, в основном это дети и начинающие в спорте, а также те, для которых в первую очередь важна цена.

Машинная сшивка.png

  • Ручная сшивка
Это более дорогой способ соединения панелей, который требует участия специально обученного человека. Стежки получаются неравномерной длины, с более широким шагом, чем в машинной сшивке, но невооруженным глазом они почти не заметны– края панелей как будто затянуты внутрь мяча. Ручная сшивка - это наличие многочисленных узелков на нитке, т.е. даже если в каком-то месте нитка порвется, строчка не поползет и мяч будет пригоден для дальнейшей игры. Мяч ручной сшивки-это классика, с которой зарождался футбол и по сей день является очень актуальным видом соединения панелей.

Ручная сшивка.png

  • Термосшивка (термоспайка)
Современный бесшовный клеевой способ соединения панелей в условиях высоких температур. Мяч произведенный по такой технологии абсолютно сферичен. Швы становятся водонепроницаемыми, мяч не набирает влагу и не теряет свои свойства при любых погодных условиях. Применяется для мячей профессионального (матчевого) уровня. Подобными мячами играют на турнирах самого высокого уровня, начиная от внутренних национальных первенств, заканчивая Чемпионатами мира и Европы по футболу.

Термосшивка.png

  • Гибридная сшивка

Данный тип соединения панелей сочетает в себе машинную сшивку и технологию термосклеивание панелей. Перед сшивкой панелей на края наносится термо-активный клей, его активизация происходит при высокой температуре и только при помещении мяча в специальную пресс форму. В результате получаются максимально скрытые, обладающие необходимой прочностью и что не маловажно влагонепроницаемые швы.
Гибридная сшивка.png

Из чего состоит мяч

Слои.png

  • Материал и толщина покрышки

Если раньше футбольные мячи изготавливались из натуральной кожи, то теперь ее сменили современные синтетические материалы – поливинилхлорид (ПВХ), термополиуретан (ТПУ), полиуретан (ПУ) и резина.

Поливинилхлорид применяется при изготовлении бюджетных моделей. Это крепкий практичный материал.

Термополиуретан – относительно новый материал в индустрии производства мячей. К преимуществам можно отнести низкую цену, мягкость и привлекательный внешний вид.

Полиуретан – материал для более дорогих моделей. Он легче ПВХ, долговечнее и меньше подвержен порче от воздействия низких температур.
Также производители экспериментируют и с другими материалами: вы можете увидеть в продаже мяч с покрышкой из резины. Кстати, это самый не прихотливый материал, который не имеет ограничений по его использованию и выдерживает самые жесткие условия эксплуатации.
Толщина покрышки тоже указывается неспроста: чем она толще, тем лучше аэродинамические свойства мяча, панели в месте сшивки разделяются более глубокими каналами, рассекающими воздух в полете. И, конечно, такая покрышка прослужит вам дольше.

  • Материал камеры

Камера – специальная внутренняя вставка с ниппелем. Накачивается воздухом с помощью насоса. Различают бутиловые, латексные и резиновые камеры. У каждой – свой набор свойств, знание которых упрощает выбор мяча.

Резиновая камера применяется в ультрабюджетных мячах. Часто производители не указывают в описании к мячам, какой материал камеры используют, вот в таких случаях и устанавливают резиновую камеру. Будьте внимательны! В таких мячах недостаточно упругости и они очень слабо держат воздух.

Бутиловая камера хорошо держит воздух, мяч не требует частой подкачки. Отлично подходит для любого типа сшивки панелей. Такой материал камеры имеет широкое применение от любительского уровня до профессионального.

Латексная камера чаще используется в профессиональных мячах. Она делает мяч более упругим и стабилизирует траекторию полета. Поверхность латексной камеры пористая, поэтому мяч требует более частой подкачки.

  • Подкладочные слои

Подкладочные слои располагаются с внутренней стороны мяча и приклеиваются к покрышке. Их количество и толщина варьируются в зависимости от модели и производителя. Они делают мяч более прочным, износостойким, помогают поддерживать его форму и заявленные производителем параметры.
Подкладочные слои изготавливаются из пены, ткани или нетканого материала, часто усилены синтетической нитью. Пена и ткань делают мяч более мягким, но впитывают влагу, что в дальнейшем может сказаться на весе мяча и предсказуемости траектории полета. Нетканый материал – волокна, обработанные полиуретановой смолой, образует «каркас» мяча, который не впитывают влагу и помогает мячу быстро принять изначальную форму.

Размер, вес, длина окружности мяча для разных возрастных категорий

Для каждого возраста игрока утверждены стандарты размера, окружности и веса футбольного мяча. Эти стандарты утверждаются организацией FIFA. Многие недобросовестные производители не следят за качеством производимой продукции, и ее соответствия стандартам, что может приводить к негативным последствиям, например, получения травм игроками. Призываем быть осторожными, и выбирать правильные мячи.

Юношеский мяч Размер №3 Размер №4* Размер №5
Вес 310-350 гр. Вес 350-390 гр. Вес 410-450 гр.
Окружность 59-61 см Окружность 63,5-66 см Окружность 68-70 см

*Размер №4 также предназначен для футзальных мячей. Но вес и окружность отличаются от классического футбольного мяча.

В заключении хотелось бы подвести итог всего выше изложенного. Выбирайте мяч под конкретные цели и условия его использования. Читайте описание к мячу и из чего он сделан. Если нет никакой информации, то это повод хорошо задуматься. Остерегайтесь подделок и не экономьте на здоровье. Качественный футбольный мяч – залог продуктивной игры.

Набирающий популярность отечественный бренд REYVEL - это оптимальный выбор экипировки для единоборств.

REYVEL славится своими износостойкими материалами. Для изготовления выбирается высококачественный европейский синтетический материал и высокопрочный винил, так же используется немецкий клей и армированную нить.

Спортсмены выбирают REYVEL за его технологичность, привлекательный дизайн, комфортное использование. Отличной подойдет для пользователей любого уровня подготовки.

Российское производство способствует еще одному преимуществу данного бренда - низкой ценовой политике, перед аналогичными товарами, поставляемыми из заграницы.

Jögelнемецкий спортивный бренд, специализирующийся на производстве экипировки и инвентаря для командных видов спорта.

Отличительными особенностями бренда Jögel являются:

  • лучшее соотношение цены и качества на рынке;
  • продуманные коллекции (от демократичных и простых моделей до высококачественных и профессиональных);
  • уникальные модели для российского рынка;
  • немецкое качество (использование профессиональных спортивных материалов);
  • уникальный дизайн.

Эксклюзивный бренд

Shaun White - двукратный олимпийский чемпион по сноубордингу, а также профессиональный скейтбордист. Молодой чемпион создал свою собственную продуктовую линейку «Shaun White Supply Co». Основное внимание Shaun White направляет на создание, производство и поставку оригинальной продукции по доступной цене. Вся продукция Shaun White имеет уникальный дизайн, разработанный самим Шоном.

Продукты оригинального бренда тщательно протестированы, изменены и испытаны снова, пока Шон и его команда не почувствовали, что все действительно соответствует международным стандартам и их собственным пожеланиям. И в конце концов появилась уникальная в своём роде линейка товаров под торговой маркой «Shaun White Supply Co». Для Шона Уайта важно, чтобы продукция под его маркой была удобной и приносила удовольствие как любителям скейтбординга, так и профессиональным спортсменам, таким, как он сам. Товары под брендом Shaun White пользуются бешеной популярностью в США и многих странах Европы.

Продукция от «Shaun White Supply Co»



Starfit – популярный австралийский бренд товаров для фитнеса и тренажеров.

Бренд Starfit создан для любителей и профессиональных спортсменов с учётом специфики, необходимой для достижения высокой эффективности в фитнес тренировках.

Основные преимущества товаров Starfit:

  • самый широкий ассортимент инвентаря для фитнеса в РФ и СНГ;
  • стильный яркий дизайн;
  • демократичные цены;
  • профессиональная разработка;
  • экологичные материалы

Полная линейка това для фитнеса Starfit, является на сегодняшний день, пожалуй, самой широкой среди всех представленных в сегменте фитнес инвентаря в РФ. Дополняет это преимущество низкие демократичные цены, которые тем самым позволяют дилерам Starfit иметь преимущество в конкуренции с любыми игроками на рынке. Помимо этого важной отличительной особенностью Starfit является яркий дизайн товаров и упаковок. Важно отметить, что дизайн товаров Starfit разрабатывается в Австралии.

Starfit выпускает свою продукцию на сертифицированных производствах под строгим контролем качества всех процессов и соблюдения всех международных норм. Высокий уровень экспертизы и массовость производства позволяет продукции Starfit не уступать в качестве таким мировым лидерам, как Reebok, Nike и др., но при этом обеспечивать более низкие цены. Особой гордостью Starfit является привлечение к разработке и тестированию своих товаров действующих спортсменов и тренеров по фитнесу международного уровня. Прислушиваясь к их рекомендациям и пожеланиям, продукция Starfit дорабатывается и доводится до совершенства.

RIDEX – это молодежный бренд, впитавший в себя все современные тенденции культуры катания из США и Европы.

Ассортиментная матрица RIDEX включает в себя роликовые коньки, самокаты, скейтборды, а также защита и шлемы для катания. Основными отличительными особенностями бренда RIDEX является яркий дизайн, соответствующий вкусам и требованиям современных тинэйджеров и подростков, а также широкий ассортимент, в котором можно найти почти все популярные модели и разновидности роликов, скейтбордов и самокатов. RIDEX отслеживает последние тенденции в индустрии, постоянно расширяя и добавляя в свой ассортиментный ряд новые популярные модели. Стремясь развиваться своим путем, RIDEX разрабатывает собственные уникальные дизайны, отражающиеся в особенной цветовой гамме продукции и красочной, эмоциональной упаковке товаров.

Бо (посох)


Бо (яп. 棒: ぼう) — длинный посох из дерева или бамбука, иногда из металла либо обшитый металлом. Используется в боевых искусствах в качестве оружия. Связанное с ним деревянное оружие можно считать дзё и ханбо (половина bō).

Полноразмерный бо длиной 180 см называется rokushakubō это название происходит от японского(六尺棒: ろくしゃくぼう) — «року (六: ろく — шесть), сяку (尺: しゃく — мера длины равная 30,3 см), бо (棒: ぼう — "палка, дубинка, шест")», то есть — шест длиной 6 сяку. Однако он может быть и длиннее — 270 см (kyu-shaku-bō).

Толщина бо как правило 3 сантиметра. Иногда его края немного уже чем центральная часть и такой шест называется эллипсовидным. Это сечение помогает увеличить силу удара.

Как правило бо выполняется из жестких пород дерева, таких как белый дуб, граб, бук, а также из бамбука. При определенных задачах тренировки — из ратанга, для утяжеления ударной мощи — из металла.

Место рождения бо приписывают Окинаве, в феодальной Японии. Предположительно его прародителем стал Тэнбит — японский аналог коромысла.

На сегодняшний день используется в Японском боевом искусстве — Бодзюцу.

Интересные факты

  • Амазонка из Blade of Darkness использует бо в качестве первого оружия
  • Донателло из Черепашек-ниндзя использует в бою шест бо.
  • Джейд из серии компьютерной игры Mortal Kombat использует бо в качестве оружия
  • Нами из аниме One Piece использует посох бо в качестве оружия
  • Красный Робин из вселенной комиксов DC использует преимущественно бо в ближнем бое
  • Чёрная канарейка из сериала "Стрела" использует посох из метала.
  • Гамбит (участник Людей Икс) из Вселенной Marvel Comics владеет бо.
  • Пересмешница из Вселенной Marvel Comics так же владеет посохом бо.

Айкидо

Айкидо
合気道
Иероглифы Ай Ки До
Иероглифы Ай Ки До
Девиз:

Морихэй Уэсиба:
Чтобы прийти к высшей правде,
нужно непрерывно и всем сердцем
добиваться искренности.

Название боевого искусства (БИ):

Айкидо

Другие названия:

Уэсиба Дзюку Айки-Дзю-дзюцу; Айки Бу-дзюцу, Кобукаи Айки-будо, Тэнсин Айки-Будо, Такэмусу Айки.

Дата основания:

1920

Страна:

ЯпонияЭкипировка для Айкидо Япония

Основатель:

Морихэй Уэсиба
(14 декабря 1883—26 апреля 1969)

Родоначальное БИ:

Дайто-рю Айкидзюцу

Производные БИ:

Ёсинкан, Ивама-рю, Ки-айкидо, Томики-рю, Нисио Будо, Кориндо, Ёсейкан

Известные последователи:

Коити Тохэй, Годзо Сиода, Морихиро Сайто, Сёдзи Нисио, Киссёмару Уэсиба, Моритэру Уэсиба, Минору Мотидзуки, Масатакэ Фудзита, Кэндзи Томики, Мицуги Саотомэ, Стивен Сигал ,Ясунари Китаура

Айкидо (яп. 合気道 айкидо?) — японское боевое искусство, созданное О-сэнсэем Морихэем Уэсибой как синтез его исследований боевых искусств, философии и религиозных убеждений. Целью Уэсибы было создать и разработать боевое искусство, вобравшее в себя все достижения великих мастеров.

Айкидо акцентируется на слиянии с атакой противника и перенаправлении энергии атакующего (в противовес встрече силы силой). В дополнение к физическим техникам и тренировкам, айкидо придаёт особое значение тренировкам сознания, управляемого расслабления и развития «духа» и силы «ки».

Этимология

Название состоит из трёх иероглифов, имеющих следующее значение:

  • Ай (яп. 合) — 1. подходить для чего-либо; 2. совпадать, согласовываться; 3. быть правильным; 4. быть выгодным; 5. гармония.
  • Ки (яп. 気) — «энергия духа, жизненная энергия, дыхание, движение пара, сила» (кит. ци);
  • До (яп. 道) — «дорога, путь, способ».

«Айки» означает «соединиться с силой; стать одним целым с силой универсальной энергии; стать одним целым с энергией жизненной силы». Совместно все три иероглифа примерно означают «путь к гармонии духа». Морихэй Уэсиба говорил о названии следующее:

Ввиду того, что слова «гармония» и «любовь» (иероглиф «ай») по-японски пишутся по-разному, а звучат одинаково, я решил назвать свой вид уникального Будо — Айкидо, хотя само слово «Айки» известно с древних времен. Однако смысл, который вкладывали бойцы Будо в это слово раньше, принципиально отличается от моего.

История

Ключевым моментом зарождения айкидо можно назвать 1920 год, а местом — город Аябе. 1920 год был для Уэсибы очень драматичным, умер его отец и двое маленьких сыновей. Убитый горем, он искал утешение в религиозном учении Оомото-кё, впоследствии оказавшем определяющее влияние на философию айкидо. Утешением для него был и первый додзё: в своём доме Уэсиба постелил 18 циновок (татами) и начал обучать последователей учения Оомото-кё.

Морихэй Уэсиба набирался опыта, расширялась и углублялась программа Академии Уэсибы. Слава о нём как о мастере боевых искусств быстро распространялась. Количество его учеников росло.

В 1922 году Уэсибе удалось убедить своего учителя Сокаку Такэда, у которого он изучал Дайто-рю Айки-дзюдзюцу на протяжении 5 лет (1915—1919), переехать в Аябэ. Следует отметить, что Сокаку Такэда часто разъезжал по Японии и тренировал своих учеников нерегулярно, что не помешало Морихэю Уэсибе стать одним из его лучших учеников. После 6 месяцев тренировок в Аябэ Такэда даёт Уэсибе инструкторский сертификат, а сам уезжает.

Постепенно отказываясь от методов тренировок Дайто-рю и Ягю-рю, в 1922 Уэсиба создаёт своё собственное будо и называет его Айки-будзюцу (Айкидо).

Философия айкидо

Айкидо не является исключительно боевой системой.

Основатель айкидо Морихэй Уэсиба изучал несколько направлений традиционного дзю-дзюцу, кэн-дзюцу, а также искусство каллиграфии. На основе полученных знаний он сформировал свою систему — Айкидо — в противовес традиционному бу-дзюцу (искусству убивать). Айкидо — Будо (путь прекращения убийства), учит тем же убийственным техникам бу-дзюцу, только не с целью убийства, а с целью остановить их, сделать человека сильным, помогать другим, объединить всех людей на основе любви.

Огромное влияние на айкидо оказало религиозное течение Оомото-кё и синтоистские учения.

О-сэнсэй Уэсиба-сан построил свою философию айкидо на принципах гармонии. Он долгое время, изучая разные стили боевых искусств, искал путь к гармонии. Но ни одно из них не было гармоничным, поскольку в основу победы была положена схватка, что приводило к травме противника. Уэсиба-сан создал искусство, где агрессия противника подавляется его же агрессией. То есть, в обычном боевом искусстве: нападение — агрессия, защита — ответ на агрессию агрессией, что приводит к дисгармонии. В Айкидо агрессия нивелируется. Мастер айкидо во время нападения использует силу противника против него самого, сам же остаётся в духовном равновесии. То есть: нападение — агрессия, которая ведет к дисгармонии; защита — уход или бросок, который использует агрессию нападающего. В результате: внутренняя гармония не нарушена, противник побежден, всеобщая гармония восстановлена. Используя приемы, не наносящие вреда противнику, мастер заставляет нападавшего отказаться от своей затеи.

Принципы айкидо

Среди основных принципов айкидо выделяют: дух единения Айки, дистанцию безопасности Ма-ай, уход с линии атаки Тай сабаки, вывод соперника из равновесия кудзуси, вход в Ма-ай противника Ирими, спиральные движения, своевременное реагирование, использование центра, воздействие на точку равновесия противника Суми, ударная техника Атэми, вращение и, прежде всего, динамику.

Айкидо построено на естественной биомеханике человека и минимальных, точечных воздействиях на ключевые точки в нужный момент и по точному вектору.

Оружие в айкидо

Работа с оружием — вспомогательный раздел Айкидо, необходимый для отработки культуры передвижений, работы рук. Так как все техники без оружия основаны на правильном подъёме/опускании рук (удар Сёмэн Ути, Сёмэн Кирикоми), и удержании центральной линии по отношению к партнёру. Также парные упражнения служат изучению своевременности (авасэ).

Разные школы айкидо используют в обучении следующие типы оружия:

  • Боккэн — деревянный меч для тренировок. Был введён в обиход мастером меча Миямото Мусаси для тренировок. Также его использовали в поединках, чтобы не убивать своего соперника. Хотя в умелых руках боккэн убивал и наносил увечья не хуже отточенной катаны.
  • Дзё — деревянный шест обычно длиной 128 см (в некоторых школах длина дзё может отличаться) и 24—26 мм диаметром.
  • Танто — нож длиной до 30 см.
  • Вакидзаси — короткий меч.
  • Бо — японский посох из дерева или металла. Отличается от Дзё, в основном, длиной. Длина Бо как правило, должна быть примерно равна расстоянию от пола до подбородка бойца.
  • Нагината — японский аналог глефы, часто ошибочно называемой «алебардой».

«Характеристики оружия не настолько точны, как в классических школах. Каждый выберет [себе оружие] в зависимости от физического состояния, хвата и равновесия» — цитата по книге Н. Тамуры.Нунчаки - Две палочки соеденённые верёвкой или цепью

Система рангов в айкидо

Система рангов в айкидо, как и в других японских боевых искусствах, состоит из ученических (кю) и мастерских (дан) степеней. Ученических степеней изначально 6 (с 6 по 1 кю), но в детских группах может быть до 10 ученических степеней (с 10 по 1 кю). Кроме того, количество ученических степеней в различных направлениях айкидо также может варьироваться. Для получения очередной ученической степени, айкидока должен посещать тренировки в течение 2—6 месяцев, освоить техники на желаемый кю и сдать экзамен, показав хороший уровень владения техниками. Обычно экзамены проводятся два раза в год.

Через год после получения высшей ученической степени (1 кю), айкидока имеет право сдать экзамен на 1 дан. Всего количество данов в айкидо — 10. Высшие степени — с 8 по 10 дан — присуждались только ученикам Уэсибы Морихэя. У Сайто Сенсея был 9 дан. А у Ульфа Сенсея сейчас 8 дан

Айкидо Айкикай

Мир спортивных товаров

Hombu dojo, 17-18 Wakamatsu Cho, Shinjuku-ku, Tokyo, 162-0056 Japan

Фонд Айкикай — организация по изучению и популяризации айкидо, созданная непосредственно Киссёмару Уэсибой и официально признанная правительством Японии в 1940 году.

В настоящее время, во всём мире насчитывается десятки федераций, в которых стиль айкидо существенно отличается. Поскольку Фонд Айкикай организовал непосредственно сам Уэсиба, который до своей смерти и возглавлял его, то Айкидо Айкикай считается официальным наследником этого боевого искусства и максимально приближён именно к тому айкидо, которое Уэсиба преподавал в свои последние годы.

Основа Айкикай — Всемирная штаб-квартира (хомбу) Айкидо в Токио, главная организация, занимающаяся популяризацией и развитием Айкидо во всём мире. Инструкторы Хомбу додзё направляются в страны Северной и Южной Америки, Европы, Африки и Азии. Независимо от расовой и национальной принадлежности, во всём мире занимается более 1,2 млн человек из 80 стран. И с каждым годом количество их увеличивается благодаря тому, что Айкидо пользуется всё большей популярностью.

Другие организации айкидо

Основатель Айкидо говорил: «Сколько людей, — столько и Айкидо». Уэсиба преподавал в течение более чем 40 лет, и за это время айкидо эволюционировало от крайне жёсткого Дайто-рю Айки-дзюдзюцу до «ненасильственно-мягкого» Айкидо Айкикай. Эффективная в реальной схватке разновидность джиу-джитсу со временем превратилась в философско-эзотерическое учение об установлении равновесия во Вселенной с элементами боевого искусства. На протяжении нескольких десятков лет понимание айкидо самим О-Сэнсэем существенно переосмысливалось. На разных этапах жизни Уэсибы его ученики сами открывали собственные школы и преподавали то айкидо, в каком виде они переняли его от своего учителя.

  • Кроме того, после смерти Морихэя Уэсибы были созданы школы айкидо мастерами, обучавшимися не у него непосредственно, а у его учеников. Философские концепции, заложенные в духовную основу айкидо, были по-разному истолкованы сэнсэями различных стран (а то и вовсе отброшены), что не могло не отразиться на их стиле преподавания. На создание новых стилей также повлиял тот факт, что многие мастера занимались другими боевыми искусствами (например дзюдо, карате) и неоднократно предпринимали попытки интегрировать приёмы из других будо, после чего заявляли о создании нового стиля.

Как следствие — на данный момент в мире насчитывается более 30 самостоятельных направлений.

Направления, получившие наибольшее распространение:

  • Айкикай
  • Айкидо Хирокадзу Кобаяси
  • Ёсинкан
  • Син-син-тоицу Айкидо
  • Ивама-рю
  • Томики-Рю
  • Нисио Будо
  • Реальное айкидо
  • Такэмусу Айки
  • Айкидо Комбат
  • Айкивиндо


Литература

  • Сёдзи Нисио. Айкидо - юрусу будо. — 2011. — ISBN 978-5-91051-076-4.
  • Рольф Бранд. Айкидо. Учение и техника гармоничного развития. — 1996. — ISBN 5-8183-0089-7.
  • Годзо Сиода. Динамика Айкидо. — M.: Фаир-пресс, 2004. — ISBN 5-8183-0089-7.
  • Оскар Ратти, Адель Уэстбрук. Самураи. — 2005. — ISBN 5-699-04611-9.
  • Киссёмару Уэсиба. Айкидо. — 1963. — ISBN 5-17-040179-5, ISBN 978-5-17-040179-6.
  • Мицуги Саотомэ. Айкидо и гармония в природе. — 1998. — ISBN 966-7319-34-2.
  • Мицуги Саотомэ. The Principles of Aikido. — Shambhala Publications, 1989. — 233 p. — ISBN 0-87773-409-7.
  • Уильям Глиссон. Духовные основы Айкидо. — 2009. — ISBN 978-5-699-32887-1.
  • Масатаке Фудзита. Айкидо Кейко Хо: Метод практики Айкидо. — 2013. — ISBN 978-617-7067-01-5.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Карате


Карате
空手道 каратэ-до:го-зю рю
Экипировка для единоборств
Другие названия:

Рука Тан

Страна:

Экипировка для единоборств Япония

Основатель:

Мотобу Тёки

Родоначальное БИ:

тотэ

Производные БИ:

Кудо, Кикбоксинг

Карате (также распространено написание каратэ, соответствующее русскому произношению; яп. 空手道 каратэ-до: «путь пустой руки» или 空手 каратэ [ka'ɽate] «пустая рука») — японское боевое искусство, система защиты и нападения. В отличие от других единоборств Японии, (джиу-джитсу, дзюдо), которые предполагают борьбу, проведение разного рода бросков, удерживающих захватов и удушающих приёмов, в карате степень непосредственного контакта между участниками схватки минимальна, а для сокрушения противника используются точно нацеленные мощные удары руками и ногами, наносимые в жизненно важные точки его тела.

На начальном этапе карате представляло собой систему рукопашного боя, предназначавшуюся исключительно для самообороны. Сегодня карате приобрело большую известность благодаря показательным выступлениям, демонстрирующим тамэсивари. Так, опытные мастера могут расколоть кулаком глыбу льда, ударом ноги разнести в щепки брус из сосновой древесины толщиной 15 см, разбить локтем или головой стопки кровельной черепицы.

Спортивные соревнования проводятся по двум программам карате: дзию-кумитэ (свободный спарринг) и ката (формализованная последовательность движений, связанных принципами ведения поединка с воображаемым противником).


Название

Термин «карате» («китайская рука») был введён в обращение в ХVIII веке неким Сакугавой из окинавского местечка Аката. По возвращении из Китая, где Сакугава изучал шаолиньский стиль единоборства, он основал частную школу Карате-но Сакугава. Впоследствии иероглиф «кара» — «китайский» был изменён на сходно звучащий, но имеющий другой смысл иероглиф «кара» — «пустой». Гитин Фунакоси (1868—1957), известный мастер и популяризатор карате, так объяснил смысл этой замены: «Как полированная поверхность зеркала отражает всё, что находится перед ним, а тихая долина разносит малейший звук, так и изучающий карате должен освободить себя от эгоизма и злобы, стремясь адекватно реагировать на всё, с чем он может столкнуться. В этом смысл иероглифа „пустой“». Первое задокументированное использование омофона «кара» в значении «пустой» вместо «Династия Тан» (в смысле «китайский») появляется в книге «Карате кумитэ», написанной в августе 1905 года Тёмо Ханасиро. Китайско-японские отношения никогда не были хорошими, особенно во время японского вторжения в Маньчжурию, отсылка к китайскому происхождению карате считалась политически некорректной.

Название «пустая рука» (空手) было утверждено на конференции 1935 года, собравшей мастеров различных стилей окинавского карате.Позже появилось и понятие «до» — «дорога», в философском понимании — «путь», «направление», «жизненная позиция» бойца, суть которой заключается в постоянном совершенствовании тела и духа.

История

В Японию карате попало с острова Окинава в конце XIX века. Окинава когда-то была центром независимого королевства Рюкю, имевшего тесные торговые связи с Китаем и Японией. В XVII веке королевство Рюкю было завоёвано самураями княжества Сацума и стало его вассалом. В настоящее время в западной литературе распространено мнение, что жители Окинавы вели постоянную партизанскую борьбу против японских захватчиков и ради этой борьбы создали искусство карате. Критики этой версии утверждают, что при трёхсоттысячном населении острова там размещалось всего полтора десятка самураев японского гарнизона, что свидетельствует о лояльности окинавцев. Боевые искусства на острове практиковались, в основном, среди потомков переселенцев из Китая, а от них постепенно попадали и к другим жителям.

XIX век

В конце XIX века, во времена административных реформ в Японии, был ликвидирован статус Рюкю как вассального государства и Окинава стала ещё одной префектурой Японской империи. Во время набора в армию врачи обратили внимание на то, что ряд призывников с Окинавы отличался хорошей физической развитостью; было установлено, что они занимались местным боевым искусством тотэ. Это послужило аргументом для включения тотэ в программу преподавания в младших классах окинавских школ в качестве физкультуры и привело к его широкому распространению. Обратной стороной этого процесса явилось то, что карате начало терять черты боевого искусства и превращаться в военизированную гимнастику.

XX век

Экипировка для единоборствКумитэ

К началу XX века карате уже входило в обязательную программу подготовки личного состава японской армии, ценность карате подтвердила и русско-японская война. В начале века Гитин Фунакоси с группой единомышленников начал пропаганду карате сначала на Окинаве, а затем и в Японии. В 1924 году он открыл первый публичный клуб карате в токийском университете Кэйо.

Боевое искусство вышло за пределы клановых семейных школ Окинавы и быстро завоевало всю Японию, чему во многом способствовала бурная деятельность Фунакоси, который читал лекции в университетах, организовывал группы по изучению карате, сам демонстрировал его приёмы. В 1936 году Фунакоси открыл школу, получившую название Сётокан («дом сосен и волн»), где начал преподавать стиль, названный именем школы. Со временем стиль Сётокан стал классическим стилем карате. Для него характерны низкие стойки, короткие и резкие удары, но скорее быстрые и точные, чем сильные. Движение бёдер является ключом к правильному выполнению всех приёмов. Оборонительное движение одновременно является и контрударом.

В начале XX века на Окинаве сложилась очень тяжёлая экономическая ситуация и окинавцы массово переезжали на основные японские острова в поисках работы. Вместе с ними туда попало и карате. Однако японцы на карате не обращали особого внимания до тех пор, пока в 1920-х годах окинавский мастер Мотобу Тёки победил в публичном бою западного боксёра, а журнал «Кингу» не напечатал об этом красочный репортаж. Но, так как окинавский диалект сильно отличался от классического японского языка, то японцы более охотно шли к тем, кто мог преподавать на классическом японском языке, а это были в основном люди из окинавских школ, которые изучали карате уже по модернизированной программе. Таким образом, в Японии карате стало распространяться в основном именно в «физкультурном» варианте; есть немало высказываний окинавских мастеров 1920—1940-х годов о том, что в Японии карате сильно искажено — по сравнению с «традиционным» окинавским вариантом.

После военного поражения Японии в 1945 году американские оккупационные власти запретили все японские боевые искусства, за исключением карате, которое считалось всего лишь разновидностью китайской гимнастики. В 1948 году была создана Японская ассоциация карате (JKA) во главе с Фунакоси, объединившая ведущих специалистов этого вида единоборств. С этого времени карате стало развиваться и как система самозащиты, и как вид спорта.

Со временем карате становилось всё более популярным во всём мире, в нём ярче обозначилось разделение на спортивное и традиционное направления. Раскол не обошёл стороной и Сётокан. Сторонники спортивного направления развития карате в 1957 году создали Японскую ассоциацию карате. В том же году состоялся и первый Всеяпонский чемпионат по карате. В 1963 году в Чикаго прошёл чемпионат мира по неофициальному контактному карате.

В Советском Союзе карате было под запретом наряду с культуризмом, лишь в 1978 году Спорткомитет СССР издал ряд приказов о развитии карате. В 1981 году был проведён первый чемпионат СССР по карате. Федерация карате России была создана в 2003 году. По данным на середину 2000-х годов в России действовало около 200 клубов карате, где занималось около 200 тысяч человек.

Центры обучения

Одним из основных центров карате стали клубы при университетах. Так как студент учится в университете всего несколько лет, то ради привлечения занимающихся программу подготовки в этих клубах сильно изменили по сравнению с окинавской системой обучения: молодёжь не желала изучать по несколько лет основы базовой техники. Этот процесс привёл к движению карате в сторону западного спорта, которое окончательно завершилось после Второй мировой войны.

Карате и Олимпийские игры

Карате является одним из видов спорта-кандидатов на включение в программу Олимпийских игр. Одним из препятствий на пути к статусу олимпийского вида спорта является высокий травматизм спортсменов. Кроме того, включению в олимпийскую программу мешает наличие огромного количества стилей и федераций карате, не стремящихся к какой-либо спортивной унификации, необходимой для становления олимпийским видом спорта.
Рассматривался вопрос о включении карате в Олимпийскую программу 2012 года (XXX летние Олимпийские игры в Лондоне), но этот вопрос не прошёл голосование в МОК. В конце мая 2013 года на сессии МОК и SportAccord в Санкт-Петербурге прошло голосование Исполкома по выбору 3-х видов спорта для включения в Олимпийскую программу с 2020 года. Карате было одним из девяти представленных видов спорта, но по итогам голосования в программу Олимпиады не попало. Но в 2015 году карате официально олимпийский вид спорта.

Организации

Каждый крупный стиль карате имеет свою международную федерацию (иногда — несколько международных федераций, как, например, у Кёкусинкай), объединяющую национальные федерации, действующие в пределах одной страны. Как правило, в каждой федерации действуют свои системы требования, степеней, поясов, правил проведения спортивных поединков.

В 1957 г. была создана Всеяпонская федерация карате-до, в 1959-м — Европейский союз карате, а в 1970-м — Всемирная объединённая организация карате. В 1990 году ряд организаций объединились во Всемирную федерацию карате, которая представляет интересы карате в Международном олимпийском комитете. В настоящее время во всём мире карате занимается более 20 миллионов человек. Чемпионаты мира проводятся с 1970, Европы — с 1971.

Базовые техники и элементы

Экипировка для единоборств Соревнования по ката

Тренировка базируется на трёх основных техниках:

  • кихон (基本) — тренировка основ, базовая техника.
  • кумитэ (組み手) — тренировка в паре; делится на обусловленный поединок и свободный бой (дзию-кумитэ). По дзию-кумитэ проводятся спортивные соревнования. При этом удары не наносятся в полную силу, а лишь обозначаются. Удары могут наноситься руками или ногами по голове или по корпусу выше пояса. Судьи оценивают тяжесть последствий удара, если он будет нанесён реально. Используется система оценок от одного до трёх баллов: иппон, нихон, самбон. Соревнования проводятся в нескольких весовых категориях.
  • ката (型) — формальные упражнения, бой с невидимым одним или несколькими противниками, бой с тенью. Упражнения выполняются в единой цепочке, движения делятся на атакующие и защитные. По ката проводятся спортивные соревнования как в одиночном, так и в групповом разряде6

Четыре элемента ката:

  • бункай (分解) — анализ, объяснение ката;
  • оё (応用 о: ё:) — применение;
  • хэнка (変化) — вариации;
  • какуси (隠し) — скрытность.

В карате употребляется общепринятая международная терминология карате.

Направления, стили и школы карате

Экипировка для единоборствТамэсивари

Стоит разделять направления, стили и школы карате.

Существуют спортивное, прикладное и традиционное направлениякарате. Стили стали возникать ещё во времена появления карате в Японии. Так, в 1930-е годы официально были зарегистрированы стили:

  • Сётокан (松涛館), основатель Гитин Фунакоси;
  • Годзю-рю (剛柔流), основатель Тёдзюн Мияги;
  • Вадо-рю (和道流), основатель Хиронори Оцука;
  • Сито-рю (糸東流), основатель Кэнва Мабуни.

Стили возникают непрерывно, поскольку каждый выдающийся мастер привносит что-то своё, что зачастую приводит к созданию нового стиля. К тому же имели место случаи, когда тот или иной мастер, пройдя одну из школ, откалывался от организации и создавал свой стиль, на деле меняя лишь название. По этим и другим причинам различают более двухсот различных стилей и школ карате. Наиболее известные, кроме четырёх уже названных, приведены ниже:

  • Кёкусинкай (極真会) — основатель Масутацу Оямы, появилось в 1950-е годы.
  • Асихара-карате — основатель Хидэюки Асихара, развилось в 1970—1980-х годах из Кёкусинкай с добавлением бросковой техники и сабаки.
  • Косики (甑空手) — основатель Кайсо Кори Хисатака.
  • Фудокан (不動館) — стиль, созданный в 1980 году югославским мастером Ильёй Йоргой. Наиболее научно обоснованный с точки зрения медицины стиль карате-до.
  • Дзёсинмон Сёрин-рю (Оперативное карате) — основатель Икэда Хосю; использовалось КГБ СССР. Прикладное направление, созданное в конце 1970-х годов. Имеет три основные школы.
  • Уэти Рю (上地流) — стиль, основанный Камбуном Уэти на острове Окинава.
  • Кёкусин Будокай (極真武道会) — основатель Йон Блюминг.
  • Конно-дзюку — интеллектуальное карате, возникло в 1999 году, основатель Конно Сатоси.
  • Кудо — комбинированный стиль, включающий в себя приёмы из карате, дзюдо и тайского бокса.

Система поясов и степеней

В карате выделяют ученические степени — «кю» и мастерские степени — «даны». Обычно количество кю и данов равно десяти, однако в разных стилях и школах их число может отличаться. Номер кю уменьшается с ростом мастерства, номер дана — возрастает. Внешним атрибутом той или иной степени является пояс.

Степени в карате не зависят от результатов спортивных соревнований. Для получения более высокой степени необходимо продемонстрировать определённое мастерство выполнения ката и свободного боя.

Пояс в карате называется оби. Кроме его прямого назначения — удерживать куртку ги запахнутой, пояс имеет символическое значение: цвет пояса указывает на уровень мастерства. Как правило, более тёмный цвет означает более высокую степень. В большинстве школ самым младшим поясом является белый, самым старшим — чёрный. Цветные пояса соответствуют ученическим степеням, чёрные — мастерским.

Часто (например, в Сётокан) цвет пояса плавно темнеет от 10 кю до 1-го дана. Однако в некоторых стилях в цвет пояса заложен особый смысл, и светлый пояс может быть старше более тёмного. Например, в Асихара-карате жёлтый пояс старше синего. Как правило, смысловая нагрузка на цвета поясов в Кёкусинкай следующая:

  • Белый цвет — обозначает чистоту, неопытность, символизирует стремление учиться и познавать новое (Новичок)
  • Оранжевый пояс — цвет солнца при восходе (10 и 9 кю)
  • Голубой пояс — цвет неба при восходе солнца (8 и 7 кю)
  • Жёлтый пояс — взошедшее Солнце, уровень утверждения, (6 и 5 кю)
  • Зелёный пояс — распускающийся цвет, уровень зрелости (4 и 3 кю)
  • Коричневый пояс — зрелость, практический, творческий уровень (2 и 1 кю)
  • Чёрный — полнота, мудрость (Даны)

В старых окинавских школах бытовала система градации из пяти поясов, имеющая более практическое объяснение:

  • Белый — чисто белый пояс новичка
  • Жёлтый — ученик продолжительное время отрабатывал основную технику и его пояс становился жёлтым от пота
  • Красный — ученик допускался до кумитэ и его пояс окрашивался кровью в красный цвет от пропущенных ударов
  • Коричневый — ученик так долго практиковал кумитэ, что цвет его пояса становился коричневым от запёкшейся крови
  • Чёрный — ученик так долго занимается карате, что цвет его пояса становится чёрным от времени

В наше время система поясов в некоторых стилях такова:

  • Белый — 9 кю
  • Жёлтый — 8 кю
  • Оранжевый — 7 кю
  • Зелёный — 6 кю
  • Светло-синий — 5 кю
  • Синий — 4 кю
  • Светло-коричневый — 3кю
  • Коричневый — 2 кю
  • Темно-коричневый — 1 кю
  • Чёрный — 1 дан − 10 дан, как правило, 10 дан дается посмертно

В косики же используются также двухцветные пояса. В настоящее время система поясов в косики такова:

  • Бело-жёлтый — 10 кю
  • Жёлтый — 9 кю
  • Жёлто-оранжевый — 8 кю
  • Оранжевый — 7 кю
  • Оранжево-зелёный — 6 кю
  • Зелёный — 5 кю
  • Зелёно-синий — 4 кю
  • Синий — 3 кю
  • Сине-коричневый — 2 кю
  • Коричневый — 1 кю
  • Чёрный — 1 дан — 2 дан
  • Чёрно-белый — 3 дан — 4 дан
  • Чёрно-красный — 5 дан — 6 дан
  • Красно-белый — 7 дан — 8 дан
  • Красный — 9 дан — 10 дан

Карате в искусстве

Кинематограф

  • «Гений дзюдо» («Sugata Sanshiro»), Япония, 1965 г.
  • «Обреченный на одиночество» («Kenka karate kyokushinken»), Япония, 1975 г.
  • «Пираты XX века», СССР, 1979 г.
  • «Карате-пацан» («The Karate Kid»), США, 1984 г.
  • «Лучшие из лучших» («Best of the Best»), США, 1989 г.
  • «Фанат», СССР, 1989 г.
  • «Фанат 2», СССР, 1990 г.
  • «Русский транзит», Россия, 1994 г.
  • «Воин ветра», Южная Корея, 2004 г.
  • «Чёрный пояс» («Kuro Obi»), Япония, 2007 г.
  • «Девочка с высоким ударом» («Hai Kikku Garu»), Япония, 2009 г.

Музыка:

  • Карате (В. Мигуля — О. Писаржевская, А. Монастырёв) — исполняют Владимир Мигуля и ВИА «Земляне».
  • Привычное чудо (И. Словесник — Г. Борисов) — исполняют ВИА «Здравствуй, песня», ВИА «Лейся, песня» и ВИА «Поющие сердца».
  • Карате (из фильма «Не бойся, я с тобой!») (Полад Бюль-Бюль-оглы — А. Дидуров) — исполняет группа Стаса Намина («Цветы»).
  • Я не ходил на карате (Г.Польский — Г.Польский) — исполняет группа MAD SHOW BOYS.


Кэйкоги

Кимоно для единоборствКэйкоги

Кэйкоги (яп. 稽古着, 稽古衣) — японское слово, означающее тренировочный костюм (кэйко — тренировка, ги (ки) — костюм, одежда). В России и в бывших союзных республиках ещё не совсем верно называют эту одежду «кимоно» (их отличие в том, что у кимоно нет штанов). Синонимом слова кэйкоги является слово «доги» (яп. 道着 до:ги, «одежда для занятий будо»).

Кэйкоги используется для обозначения униформы, носимой при занятиях боевыми искусствами. Для различных боевых искусств используются различающиеся между собой кэйкоги:

  • айкидоги (合気道着 или 合気道衣, айкидо)
  • дзюдоги (柔道着 или 衣, дзюдо)
  • дзюдзюцуги (柔術着 или 柔術衣, джиу-джитсу)
  • каратэги (空手着 или 空手衣, каратэ)
  • кэндоги (剣道着 или 剣道衣, кэндо), обычно состоящий из кимоно и хакама
  • синобисёдзоку (ниндзюцу)
  • ги (Jiu-Jitsu Brasileiro Gi, бразильское джиу-джитсу)
  • тобок (добок) (тхэквондо, хапкидо)